Функциональная грамотность школьников
Новости:
- С апреля по декабрь 2024 г. проходит старт нового проекта по финансовой грамотности - Всероссийская просветительская эстафета "Мои финансы". Эстафета включает в себя цикл информационно – просветительских мероприятий для разных возрастных категорий.
- Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности для учеников 1–9 классов пройдет на платформе Учи.ру. с 1 по 31 марта.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативные документы:
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 14.10.2021 №625/01-10 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ Левобережная школа на 2021-2022 учебный год
Полезные ссылки:
- Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО;
- Открытый банк заданий по направления функциональной грамотности ФИПИ;
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
- Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников