Школьная служба примерения
Новости: справочник «Здесь вам помогут: психолого-педагогическая, медицинская, социальная, правовая и экстренная помощь семье и детям»
Школа должна не только прививать новые знания, но и участвовать в воспитательном процессе. Однако в ходе реализации этой непростой задачи нередко возникают различные конфликты между всеми участниками образовательного процесса. Для их решения в 2000 году была разработана программа восстановительной медиации под названием «Школьная служба примирения».
Цели и задачи:
Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию.
К задачам ШСП относится:
- сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
- установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
- делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.
Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.
Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.
Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать.
Принципы деятельности службы:
1. Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2. Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.
3. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
4. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
ШСП поможет тебе:
- научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
- научит тебя убеждать других словами, а не силой;
- ты начнешь лучше понимать сверстников, взрослых и учителей;
- научит самоорганизации, стать более ответственным и культурным;
- ты получишь уникальный навык медиатора и опыт миротворческой деятельности.
- как работает школьная служба примирения
Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:
- «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».
- «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций».
Документы:
- Положение о службе примирения в МОУ Левобережная школа;
- План работы школьной службы примирения на 2021-2022г МОУ Левобережная школа;
- Приказ по регулированию споров;
- Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
- Задачи медиации.